Как спорт, менторство и career break спасают от выгорания: откровенный разговор с Катериной Сергиенко
Более чем 36% специалистов Human resources ощущают постоянный стресс на работе. Об этом свидетельствуют данные опроса «Ментальное здоровье украинского рекрутера 2023», которое недавно провел CleverStaff. Постоянный стресс – это шаг к той или иной стадии выгорания, которое влечет за собой не только ухудшение психологического состояния, а и проблемы с физическим здоровьем и самочувствием в целом.
Как вовремя остановиться, распознать свое состояние и что предпринять, чтобы вернуть себя себе – обсуждаем с Екатериной Сергиенко, Head of Recruitment, ментором и спикером.
- Екатерина, расскажите пожалуйста, когда и как вы столкнулись с проблемой выгорания?
Чтобы передать особенности моего опыта, добавлю немного контекста. Итак, три года я была Head of Recruitment большой команды рекрутеров мощной IT-компании. Я построила свою команду и процессы с нуля. Сначала это было 4 рекрутера, на пике – 25. Это было мое детище, интересный и одновременно очень активный период, который я неделю за неделей проживала в сверхвысоком темпе.
Примерно через 3 года я начала ощущать признаки эмоционального выгорания. Но тогда я еще не знала, что это было именно оно. Это состояние очень коварное и часто маскируется под банальную усталость. Нам кажется, что мы просто устали от работы, от людей, от окружения. Я тоже считала, что чувствую себя истощенной из-за высокой нагрузки, ответственности за большую команду, бизнес-показатели. Казалось, что когда возьму дополнительные выходные, все станет на свои места. Но… проходят выходные, а ты не чувствуешь желаемого облегчения, снова много работаешь… И все по кругу. На самом деле этот путь может занимать от 3 месяцев до 1,5 года. Но вот это и есть первые яркие сигналы.
- Как вы определили свою стадию?
Существует разное количество стадий/классификаций эмоционального выгорания. Но мне близка теория немецкого психолога Матиаса Буриша о 6 стадиях,
- где первая – когда просто с головой погружаешься в рабочие процессы и игнорируешь все не связанные с работой потребности,
- вторая – снижается общая эмпатия, постепенно исчезает бывшая тяга к работе, добавляется категоричность и кажется, что все вокруг работают мало,
- третья – появляется острое переживание всех эмоций, усталость приводит к ошибкам в работе, появляется чувство вины, апатия и, возможно, даже депрессия,
- четвертая – к эмоциям добавляется деструктивное поведение,
- пятая – психосоматические реакции организма,
- шестая – это уже о потере смыслов.
Так вот, я «поймала» себя уже на достаточно поздней пятой стадии, когда со мной «заговорило» мое тело: ощущался постоянный физический дискомфорт, проблемы со спиной и сном, появились другие вкусовые привычки. Например, хотелось больше сладкого, хотя я не очень люблю вкусняшки, но чтобы получить какие-нибудь эмоции, мой организм нуждался именно в этом. И я уже понимала, что происходит. Но мало выяснить, то что ты выгорела, надо еще иметь силу и мудрость принять это состояние.
За 9 лет в IT я с этим не сталкивалась, но слышала много историй от кандидатов, которые происходили «где-то и с кем-то», но никак не со мной. А на этот раз все наоборот. И это было очень грустно и сложно осознать.
- Что было потом?
На то время такое мое состояние уже закрепилось глубинно, но я не могла фундаментально и сразу что-то менять, например, свой график. Надо было выполнять показатели, цели, следить, чтобы команда была мотивирована, поддерживать коммуникацию с нанимающими менеджерами и CEO (а это 50+ людей!) и т.д.
Я всегда любила и люблю то, чем занимаюсь, но, как и любая работа с людьми, она очень энергозатратная. Максимум, что я позволяла себе делать – один день в неделю закрывать календарь от встреч, потому что ежедневно у меня их было 5-9 на постоянной основе, плюс много операционной деятельности и задач, которые возникают в моменте, и их необходимо закрывать день в день. Чем больше работаешь в таком режиме, тем больше “вымывается” твой ресурс. Ведь даже в отпуске ты, как руководитель, все равно мониторишь работу своего отдела, читаешь чаты, отвечаешь на важные сообщения.
Но, конечно, команда дает много положительных эмоций и драйвит делать больше и лучше. Чрезвычайно круто смотреть, как ты влияешь на джунов, которые только пришли на свою первую работу, как они растут, и радоваться их успехам, наблюдать, как мидл рекрутер становится ТимЛидом, благодаря вашей плодотворной работе и постоянному фидбеку.
- Заметили ли ваше состояние коллеги, близкие люди?
Мой руководитель искренне помогала мне советами, предлагала больше заботиться о себе – взять дей офф, пойти на спорт, массаж, поехать в лес. Внутри своей команды я не могла позволить себе ярко проявлять эмоции – ведь я руководитель направления, люди ориентируются на меня, есть определенная бизнес-этика. Относительно семьи – они знают, что я «трудоголик» и «достигатор»☺, поэтому понимают меня. Но однажды мама меня спросила, точно ли все ОК сейчас, потому что я слишком погружена в работу и ни о чем больше не говорю. Через полгода я вспомнила ее вопрос и нашла ответ на него. Необходимо было оставлять компанию, чтобы коренным образом изменить ситуацию.
- Когда вы начали работать над восстановлением?
В последние рабочие дни я уже понимала, что моя история восстановленя – не менее чем полгода, а может, и больше. Мне крайне важен долгосрочный отпуск, так называемый career break. Ведь за более чем 3 года работы в високом темпе я накопила очень много своих «административных долгов». В первую же неделю я начала писать планы «по восстановлению», где главная задача – позаботиться максимально о себе и своем здоровье.
- На чем вы концентрировались в первую очередь?
Учитывая то, что я остановилась на 5 стадии выгорания и уже имела определенные проблемы со здоровьем, я планировала работу над собой сразу в трех направлениях – ментальном, физическом и медицинском. Сделала полный чек-ап организма, ходила на массажи, пошла на спорт. Если бы спорт я вернула раньше в свою жизнь – он бы быстрее помог мне справиться с моим состоянием. Потому что наше ментальное и физическое здоровье крепко связаны. И когда что-то рушится с одной стороны, то другое может уберечь и компенсировать. Спорт – это must have и очень хороший урок на всю жизнь, причем неважно, что это – йога, силовые упражнения, стретчинг, бег, танцы, плавание – любое, что вам по силам. Спорт улучшил мое физическое состояние и очень положительно повлиял на ментальное.
- Что еще добавилось в план восстановления?
Для качественной перезагрузки нужны новые эмоции. Поэтому я решила попробовать то, что не делала раньше. Но где получить новые, яркие эмоции в стране, где идет война и морально очень тяжело, постоянные обстрелы, недосыпания, скачки кортизола…
Правильно, там где можем! В моем случае – это спортзал. Поэтому в моей жизни появился… сайкл! Хотя я не люблю велосипед вообще. Но мне дают воодушевление эти групповые занятия на силу и выносливость, где все куда-то очень активно едут раз в неделю ☺. Также я занимаюсь с тренером индивидуально 2-3 раза в неделю, нравится стретчинг, баре. Еще записалась на индивидуальные занятия с хореографом.
Уже несколько лет я катаюсь на лошадях, но из-за недостатка времени это было эпизодично, а теперь я хочу делать это на регулярной основе, потому что лошади – это любовь.
Также у меня появилось время и желание помогать, поэтому мы семьей ездим в приют к спасенным животным (где есть 18 лошадей, аист, котики, собаки, большой ворон и пони), покупаем корм, овощи и фрукты, их любимые вкусняшки, проводим время вместе, и это – чрезвычайная польза и большое наслаждение.
- А относительно медицинской темы – с чего начали?
Сделала полный чек-ап организма, чтобы понять, что и где надо улучшить. Начала работать с нутрициологом, чтобы закрыть дефициты. К сожалению, не все до конца осознают, какое влияние производит питание на наше самочувствие. Нутрициолог – также интересный опыт, которого не было раньше. Я стремлюсь сделать свое питание более осознанным и качественным. Кроме того, прохожу обучение позитивной психологии, делаю разные психологические практики и изучаю себя.
- Неужели вы полностью поставили профессиональную жизнь на паузу?
Нет, я не выпала из профессии ☺. Я зарегистрировалась на менторской платформе PROJECTOR Institute.
Провожу персональные менторские сессии на темы рекрутинга, менеджмента, построения карьеры и т.п. Это благотворительная инициатива, я не получаю финансового вознаграждения, но получаю что-то значительно ценнее – интересные знакомства и новые эмоции. Начала встречаться с людьми, с которыми в обычной жизни, работая в рамках офиса 24х7, вряд ли бы познакомилась. Да, работая в компании, я проводила внутренние конференции, хакатоны, запускала интернатуры, была лектором. Но чтобы выйти за пределы компании – на это просто не было ресурса, как не было сил и желания строить собственный бренд. Но теперь люди сами приходят ко мне с конкретными запросами: посоветуйте обучение, расскажите, как нанять СЕО, как построить отдел рекрутинга, как стать лучшим тим лидом, какие метрики внедрить. Это темы, в которых у меня есть опыт, и с удовольствием ним делюсь.
Я провожу до пяти таких сессий в неделю, это для меня комфортно, воодушевляет и позволяет быть в профессии, но уже с позиции консалтинга. Отдельно веду 3 менти на постоянной основе по нашему плану развития на протяжении 3-6 месяцев и имею проекты по консалтингу продуктовых компаний.
Мне нравится обучать и быть полезной, помогать бизнесам. Также периодически принимаю участие в конференциях, разных профессиональных ивентах, в т.ч. международных, как спикер, где делюсь знаниями и опытом. И честно скажу – мне очень ОК в таком режиме. Ведь я сама контролирую свою нагрузку, и мне важно, чтобы во время восстановления она не была full.
- Можно ли рассматривать благотворительность как отдельное «лекарство» при выгорании?
Конечно! Мне особенно нравится, когда благотворительность возвращается через какое-то время. Когда человек с твоей помощью и наставничеством отработал тему, получил результат и пишет тебе, чтобы рассказать о своих достижениях – меня это очень мотивирует. И это уже и мой результат тоже. Ведь не обязательно быть внутри компании, чтобы помочь успешно решить определенные вопросы. Внешний эксперт может давать очень много ценного. Это инсайт, который я поймала, попробовав быть независимым консультантом.
- Изменило ли выгорание ваше отношение к профессии?
Я очень люблю свою профессию. Но я изменила отношение к работе. Раньше оно было таким, что работа – это и есть я, и вся моя жизнь – это работа! Я всегда выбирала работу вместо чего-нибудь другого – спорта, новых знакомств, менторства, построения собственного бренда. Но выгорание побудило искать и находить новые смыслы и сенсы. Я сделала вывод, что работа – это только часть моей жизни, как бы сильно ты ее не любил. Ты подруга, жена, дочка, ментор, спикер. Ты – собственный бренд для кого-то. И всему этому также должно быть время и место в жизни. Работы меняются, люди меняются, и только ты остаешься сам у себя. И если не заботиться о всех твоих других ролях, то потом будет очень больно.
- А на какие бытовые, повседневные вещи вы посмотрели под другим углом?
Я не понимала раньше, что такое заниматься «чем хочешь». Когда ты живешь по календарю, то не всегда можешь делать личные дела приоритетными. Для меня теперь кайф даже в том, чтобы выйти посреди дня по делам. Сходить на тренировку, когда зал почти свободный. Позавтракать с друзьями в 12:00 и работать вместе в любом коворкинге Киева. Невероятно простые вещи, но какие же классные!
- Ваши 3 ТОП совета тем, кто уже ощущает «вроде бы усталость».
Здоровье и самочувствие – это ваша и только ваша ответственность. Поэтому, если уже есть некоторые предчувствия (потому что если в понедельник совсем не хочется на работу – это ярко-красный маркер), и выгорание близко, советую следующее:
- Понять и принять тот факт, что вы можете выгорать. И это – нормально!
- Обратиться к специалистам. В зависимости от стадии, это может быть коуч, ментор, психотерапевт, который поможет распознать истинное состояние.
- Зафиксировать, что необходимо именно вам, чтобы улучшить ситуацию. Хотя бы минимальный, но конкретный план действий.
Может, кому-то и стоит сразу уволиться, кому-то перейти в новую роль, потому что уже не интересно делать то, что делаешь, и стоит откровенно поговорить об этом с руководителем. Для кого-то сработает активный спорт, танцы, психологические практики и после 19:00 не открывать ноутбук. А другой должен поехать в ретрит в горы на 2 недели и гулять горными долинами. Нет универсального рецепта, потому что у каждого должно быть свое.
И пустите в свою жизнь психолога. В 21 веке это норма! Мы ведь регулярно убираем в квартире, заказываем клининг – так почему же не делать это в своей голове? Не обязательно всем быть годами в терапии, можно обращаться по запросу, или когда чувствуете потребность в поддержке или разборе той или иной ситуации, травмы или просто «профилактически» – польза будет 100%.
- А что бы вы посоветовали руководителям?
Руководители должны замечать и реагировать. Стоит меньше говорить, а больше задавать вопросы – чтобы человек искал ответы, а вы его направляли, протягивали руку навстречу и вроде чуть-чуть придерживали за плечи и были рядом. Если у сотрудника 2-3 стадия выгорания – это уже заметно руководителю. Ведь меняется tone of voice, поведение в команде, реакция на будничные вещи. Стоит для начала поговорить, понять о чем это, возможно, это личные вещи, или же работа, дальше предоставить отпуск или «длинные выходные». Чтоб мозг перезагрузился и нахватался нового, чтоб не доводить до потери смысла. Отпустить специалиста на некоторое время руководителю будет выгоднее, чем потом искать нового. Ныне это дорого, долго и не круто. Берегите не только себя, но и тех, кто рядом с вами ☺
CleverStaff благодарит Катерину Сергиенко за разговор и советы!